242.
Андрей Приданцев
(13.06.2006 15:46)
0
Вещие ли “Вещие сны”?
Сны и сновидения
В вопросах механизма сна, и особенно сновидений, все еще остается много неясного и даже загадочного. В первую очередь, не совсем ясна необходимость и смысл информационного содержания сновидений, несмотря на то, что по этому вопросу имеется масса гипотез, толкований, наблюдений. Хорошо известно многообразие форм сновидений в зависимости от типа людей, характера их деятельности, их состояния. Но почему одним снятся сны, другим нет, как связаны сновидения с деятельностью человека, несут ли они смысловую нагрузку, что такое «вещие сны» и существуют ли они? На эти и на многие другие вопросы пока еще нет ответа, по крайней мере, окончательного.
Еще древними мыслителями было замечено, что содержательная часть сновидения связана, в основном, с активной мыслительной деятельностью человека. Так, например, Аристотель (384 г. до н.э.) утверждал, что сновидения - это мышление, продолженное во время сна. А Гиппократ (460 г. до н.э.) прямо указывал, что сновидение - это продукт деятельности мозга. Даже в Библии говорится, что истину человеку Бог сообщает через его ухо во сне. Но все это лишь констатация факта наличия определенной информационной значимости сновидения, а сам причинный механизм информационного наполнения сна все еще остается не совсем ясным.
Особо остро стоит вопрос о, так называемых, «прекогнитивных» сновидениях (лат. Cognitio = познание) или, как их общепринято называть, «вещие сны». Суть их заключается в том, что информационное содержание этих сновидений носит предсказательный, прогностический характер, в них как бы предсказывается будущее событие, которое должно будет совершиться в ближайшем времени. При этом факт достоверности этих предсказаний довольно высок, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и примеры из повседневной жизни многих людей, в том числе и самого автора. Приводить здесь эти фактические материалы не имеет особого смысла, поскольку они весьма многочисленны и практически всем известны.
Многие исследователи указывают на два основных причинных фактора формирования сна и сновидения. Это физиологический и нервный механизмы. Действительно, эти направления исследований довольно результативны. Но, акцентируя внимание на этих направлениях, исследователи, как правило, опускают социальный фактор причинности, хотя хорошо известно, что именно социальный фактор определяет основные акты поведения человека и его жизнедеятельность. Основное содержание сновидений формируется под воздействием факторов жизнедеятельности человека, его поведения, эмоций, переживаний, реакций его организма на внешние и внутренние раздражители. Исходя из этого, автором была предложена концептуальная модель причинно-следственного механизма сновидений и, в частности, «вещих снов», в основу которой был положен именно социальный фактор.
Давайте посмотрим, из чего складывается обычная повседневная жизнедеятельность человека? Очевидно, что любой конкретный акт поведения можно разложить на непрерывную цепь элементарных задач, решение которых и обеспечивает необходимые условия нормального жизнеобеспечения. Сумма решений этих элементарных задач и составляет тот социальный стимул, который является основной движущей жизненной силой.
Итак, элементарный акт поведения - это решение элементарной задачи реакции организма на элементарное воздействие на него как внешней, так и внутренней среды. Известно, что каждому решению любой задачи должен предшествовать алгоритм или, другими словами, программа решения этой задачи. В человеческом организме эту операцию, естественно, выполняет мозг, принимает соответствующее решение и организует подготовку организма к исполнению решения данной конкретной элементарной задачи. Происходит, так называемая, психологическая и физиологическая подготовка организма к выполнению конкретного действия. Это может быть программа выполнения физического действия, например, встать и взять с полки книгу. В этом случае происходит напряжение в мышцах, усиливается приток крови к мышцам, повышается содержание биологически активных веществ в крови (например, адреналин), мозг активирует свои соответствующие центры для контроля и управления движением тела. Весь организм и особенно мозг мобилизованы на реализацию программы выполняемой задачи. И эта мобилизация остается включенной на весь период выполнения задачи.
Согласно И.П.Павлову, активация одних центров мозга вызывает торможение остальных, то есть в момент решения конкретной элементарной задачи остальная часть мозга находится практически в заторможенном состоянии. Очевидно, что освободить организм и мозг от этого мобилизованного состояния можно будет только путем исполнения поставленной задачи и посылки в мозг сигналов об окончании этого исполнения. В этом случае организм будет освобожден от психологического и физиологического напряжения, а в мозге будут активированы заторможенные центры. Организм, в том числе и мозг, будут снова готовы к выполнению следующей элементарной задачи. И этот процесс будет повторяться бесчисленное число раз, в сумме создавая эффект, который и принято называть нормальным здоровым процессом жизнедеятельности.
Описанная процедура исполнения элементарных задач является естественной, нормальной. Но представим ситуацию, когда организм подготовлен к исполнению элементарной программы, но программа эта по тем или иным причинам не выполнена. В этом случае мозг не получит сигналов об окончании процедуры исполнения его программы, то есть программа мозга будет нереализованной. Значит центры мозга, которые были заняты решением данной задачи, остались активированы, напряженность организма не снята, выделенные биологически активные вещества не нейтрализованы. Но в это время организму необходимо решать следующие очередные задачи. Возникает ситуация, сходная со стрессовой. И хотя значимость и напряженность элементарной задачи может оказаться мало значимой и даже за гранью чувствительности организма, тем не менее, организм оказался в несвойственном ему состоянии. Это состояние организма автор условно назвал «микрострессовое состояние» («микростресс»), а саму ситуацию назвал «состоянием нереализованной программы».
В силу своей малой значимости сам микростресс особого вреда для организма не представляет. Но по закону малых чисел сумма таких микрострессов может превысить порог чувствительности организма и тогда соответствующая реакция на стресс не минуема. Тем более что в течение, например, рабочего дня, в процессе выполнения какой то определенной работы, человек может накопить какое угодно количество микрострессов от нереализованных программ. И зависеть это будет, в основном, от характера выполняемой им работы и от отношения его к этой работе.
Микрострессовое состояние, хотя и является естественным состоянием, все же оно находится на грани патологии. И потому организм в силу своей универсальной приспособленности к окружающей среде должен был выработать некоторый защитный механизм, способный компенсировать нереализованные программы и тем самым снимать накапливаемую в организме в течение дня напряженность от микрострессов. Автор считает, что таким защитным механизмом является сновидение. Суть этой идеи заключается в следующем.
Допустим, что в определенный момент количество нереализованных программ и, соответственно, микрострессов достигает некоторого предельного уровня, когда компенсаторные системы организма не в состоянии скомпенсировать нереализованные психологические и физиологические нагрузки. В этом случае мозг оказывается перегруженным, его работоспособность резко снижается, наступает усталость. Мозг необходимо освободить от нереализованных программ, накопившихся за день. Для этих целей природа и создала систему сновидения. У человека появляется усталость, его клонит ко сну. И освобождение мозга от нереализованных программ происходит именно во время сновидения. Мозг как бы проигрывает нереализованные задачи, которые не удалось реализовать днем. Но теперь эта процедура совершается во сне, при выключенном сознании и поэтому событие выглядит иначе, поскольку реальная обстановка отсутствует, осталась лишь абстрактная нереализованная программа. Проигрываемые по этой программе события по своему содержанию и по форме не похожи на реальные, они похожи по сути, но не по форме. Поэтому такое сновидение и выглядит необычно, фантастично, нереально.
Кроме того, реализация одной программы во сне может объединяться с другой или с несколькими и тогда вообще невозможно будет понять смысла увиденного. Если сюда добавить сновидения, одновременно вызванные случайными внешними и внутренними раздражителями (звук, свет, тепло, холод, болезнь и пр.), то совершенно очевидно, что искать в этом случае какие либо связи и аналогии с реальными событиями совершенно нет никакого смысла. Смысл этих разгрузочных сновидений только один - освободить мозг от накопившихся за день нереализованных программ, сделать его чистым и готовым к решению новых задач следующего дня.
При этом следует отметить, что сон вообще и сновидения в частности принципиально два различных состояния организма. Можно сказать, что сон необходим организму для физического отдыха, когда в организме происходят разгрузочные и восстановительные физиологические процессы. Сновидения ответственны за восстановление психологического равновесия в организме. Наблюдения показывают, что сон при физической усталости имеет резко сниженное число сновидений по сравнению со сном при умственной нагрузке. Это доказывает, что сновидения необходимы при перегрузке мозга, а при физической усталости организму требуется крепкий здоровый сон.
Проводя многочисленные наблюдения за характером сновидений и снов, мне удалось выявить одну интересную закономерность. Выяснилось, что людям, увлеченным своей основной работой, которые характеризуют свою работу как «любимая работа», меньше снятся сновидения, а иногда и почти не снятся. К этой категории относятся, в основном, деятели искусств, артисты, художники, писатели и все те, для которых их профессиональная занятость является истинной целью жизни. У них же была замечена и другая любопытная особенность. Таким людям чаще других снятся «вещие сны» и они меньше подвержены таким увлечениям, как «хобби». Анализируя эти замеченные особенности, я пришел к выводу, что эти особенности имеют, во-первых, социальный характер и, во-вторых, они имеют прямое и непосредственное отношение к проблеме сновидений.
Всем хорошо известно, что отношение человека к выполняемой им работе целиком и полностью зависит от интереса, который представляет данная работа для этого человека. Если характер работы соответствует целям и интересам человека, если в ней он реализует свои изначальные природные способности и интересы, тогда все элементарные задачи, возникающие при выполнении такой работы, реализуются легко, оптимально и без микрострессовых последствий. Сама работа выполняется в положительных эмоциях. В этом случае мозг работает в оптимальном режиме, с полной психологической нагрузкой. А поскольку элементарные задачи реализуются оптимально в процессе самой работы, то и потребность их компенсационной разгрузки в сновидениях резко снижается. Этим и объясняется снижение числа сновидений у таких людей. Физическая нагрузка в этих случаях может быть значительной и поэтому сон требуется соответствующий. Что, собственно, и наблюдается в таких случаях. Если такому человеку задать вопрос, увлекается ли он «хобби», то, как правило, ответ всегда одинаков: «для меня хобби – это моя работа».
Ну а если основная работа не совпадает с интересами и увлеченностью человека? В этом случае ситуация резко меняется. Возникает некоторый диссонанс изначальных природных возможностей мозга с характером элементарных задач. Задачи решаются не оптимально, часто компромиссно, возникает постоянная неудовлетворенность исполняемой работой. Человек помимо своей воли оказывается в ситуации хронических микрострессов. В совокупности это часто приводит к хроническому стрессовому состоянию, последствия которого могут быть не предсказуемы. Мозг перегружается нереализованными задачами и для их компенсации требуется усиленная работа разгрузочных сновидений. Количество сновидений и длительность сна возрастают. Если в такой ситуации по тем или иным причинам нормальное течение сна нарушается (например, бессонница), полная психологическая разгрузка мозга может не наступить, работоспособность мозга падает. Профессионализм и мастерство мало помогают в этом случае. Так как даже самая высокая образованность и профессиональное мастерство не могут изменить заложенные природой способность и увлеченность к выполнению определенного вида деятельности. И чтобы, хотя бы частично удовлетворить эту дремлющую и почти неосознаваемую потребность внутреннего природного интереса, природа и подарила человеку непонятное и почти загадочное явление под названием «хобби». Искусственная отдушина для хронически неудовлетворенного мозга.
Не следует однако считать, что микрострессовые ситуации возникают только при исполнении «нелюбимой» работы. От «нелюбимой» работы возникают только хронические микрострессы и хронические стрессовые состояния. А обычные микрострессы могут возникать практически на каждом шагу при нашей обычной повседневной деятельности. Например, вы решили позвонить по телефону, но в этот момент вас отвлекли и звонок не состоялся. Задача осталась не реализованной, почва для микростресса подготовлена. Дальше все зависит от характера не реализованной задачи. Чем выше ее значимость, тем выше вероятность микростресса. Основная масса повседневных текущих задач, как правило, мало значима и потому практически никаких последствий не несет. Но все же, с целью подстраховки, я бы рекомендовал стараться максимально возможно исполнять возникающие потребности, не откладывая их в долгий ящик нашего подсознания. Тем более, что не каждому из нас дано умение заглядывать в этот ящик и наводить там порядок.
И возвращаясь к вопросу о социальной значимости сновидений, можно сказать, что изложенное прекрасно иллюстрирует наличие явной причинной связи между социальной профессиональной деятельностью человека и характером его сновидений. Социальное окружение и социальная деятельность человека формируют его психологическое содержание и, соответственно, содержание его сновидений. Микрострессовое и, соответственно, стрессовое состояние человека является производной его социального окружения, социальной значимости его деятельности и от обратной реакции самого человека на это окружение.
Вещие сны
Но как интерпретировать наличие такого феноменального явления как «вещий» (прекогнитивный) сон в свете изложенного? В результате наблюдений и экспериментальных исследований было установлено, что такой сон действительно существует, но для его выявления и выяснения понятийного смысла необходимы определенные условия и приемы.
Как было сказано выше, причинное формирование сновидений в основном обусловлено необходимостью периодического освобождения мозга от накопившихся за день нереализованных программ. Человеку на сон отведено в среднем 8 часов в сутки. За это время необходимо привести организм в полный порядок для обеспечения возможности осуществлять свою деятельность в последующие 16 часов. Если же за эти 16 часов в мозгу накопится значительное количество нереализованных программ, то мозг может не успеть проиграть их в своих ночных сновидениях за оставшиеся 8 часов. В этом случае говорить о каких либо иных формах сновидений, тем более о «вещих», и речи быть не может. Ведь «вещий сон» не такая уж жизненно необходимая вещь, чтобы отводить для него драгоценное время разгрузочного сновидения и тем самым приносить в жертву собственное здоровье. Ведь основная задача сновидения - это, прежде всего, обеспечить разгрузку мозга.
В народе бытует мнение, что «вещие сны» чаще всего снятся под выходные дни, под праздники, ближе к утру. Эти замечания не лишены здравого смысла и полностью соответствуют рассматриваемой модели формирования сновидений. В указанные дни человек как бы освобождается от повседневных рутинных дел, его мозг не нагружен мыслями и заботами о предстоящей работе, расслаблен, уменьшается число нереализованными программами и, соответственно, требуется меньше времени для их отработки в сновидениях. В такие дни нагрузка на мозг уменьшается, и, следовательно, уменьшается объем сновидений. Но поскольку общее время сна остается прежним (8 часов), то у мозга как бы еще остается свободное время. Особо отметим, что это свободное время может возникнуть только ближе к концу общего сна, то есть ближе к утру. Возникает некоторая необычная ситуация: организм спит, расслаблен, отключен от внешних раздражителей, психологическая разгрузка досрочно завершена, а мозг находится все еще в активном состоянии. Но ведь это состояние полностью соответствует состоянию глубокой медитации. Разница лишь в том, что медитирующий человек заранее планирует решение каких то проблем в своей медитации, в то время как во сне такие задачи не ставятся. Но оказывается, что эти задачи имеются и находятся они в нашем подсознании.
Нас постоянно интересует наше ближайшее будущее, исход состояния нашего здоровья, конечный результат планируемых и предпринимаемых мероприятий, встреч и так далее и тому подобное. Это задачи прогностического характера и решение их обычными традиционными методами принципиально невозможно. На эти вопросы невозможно получить ответы обычным логически осознанным путем. Поэтому эти безответные вопросы и проблемы остаются в нашем подсознании как нереализованные программы. Разгрузиться от этих нереализованных задач в общем ряду разгрузочных сновидений невозможно.
Но в природе, оказывается, существуют феномены, которые позволяют получить ответы на эти прогностические задачи. Это ясновидение, предсказание, прекогниция, проскопия и другие названия этих феноменов. Вот теперь мы можем смело добавить в этот перечень наш термин «вещие сны» и все станет на свои места. Дело в том, что отмеченное выше особое состояние разгруженного мозга, действительно является разновидностью медитации. А медитация, как известно, и является тем инструментом, с помощью которого наиболее эффективно проявляются феноменальные возможности нашего организма. Вот теперь наш круг замкнулся. Мы во сне, сознание выключено, мозг в медитации, прогностические нереализованные задачи в подсознании, мозг начинает их решать и мы, как бы неожиданно, начинаем получать ответы на эти задачи в виде «вещих снов». Именно в это оставшееся свободное время сна, в нашем зашумленном подсознании пробуждаются задачи, ответы на которые невозможно было получить обычным путем.
«Вещие сны» сами по себе никогда не появляются. Их появление всегда связано с некоторыми нашими явными или неявными желаниями. И хотя исполнение этих желаний не является для нас жизненно необходимым, получение ответов на эти вопросы находится глубоко в нашем подсознании. «Вещий сон» и является именно тем инструментом, с помощью которого исполняются эти желания.
Казалось бы, человеку остается проснуться и ответ на давно мучивший его вопрос получен. На самом деле проявление «вещего сна» довольно сложная процедура. Во-первых, необходимо обеспечить для него свободное место в потоке обычных сновидений. Во-вторых, этот сон весьма сложно, а часто и просто невозможно, выделить из потока остальных ничего не значимых сновидений. В-третьих, он появляется почти случайно, спонтанно и поэтому нам неизвестно время его появления. В-четвертых, информация «вещего сна», как и всех остальных сновидений, представляет собой условную символику. Смысла этой символики мы, практически, не понимаем. Только в довольно редких исключениях «вещие сны» некоторым людям снятся в виде реальных событий и тогда их смысл сразу становится понятным. Автору за многолетние наблюдения удалось наблюдать подобные случаи всего у нескольких человек, в том числе и у себя лично.
Над разрешением задачи расшифровки символики «вещих снов» трудятся многочисленные специалисты и просто любители. Составлены и изданы многочисленные толкователи снов, сонники, об этом написаны целые книги. Но задача эта так и не решена и ни один справочник по снам не отвечает ни на один из главных вопросов о «вещем сне»:
1. Когда и как проявляется «вещий сон»?
2. Как выделить его из общего потока сновидений?
3. Как понять смысл приснившегося «вещего сна»?
Эти главные вопросы сформулировал сам автор и сделал попытку ответить на них. И как оказалось, довольно успешно. На первый вопрос ответ уже был дан выше. Ответом на второй вопрос о выделении «вещего сна» могут служить два известных способа. Это, во-первых, человек, практикующий наблюдения за своими сновидениями, довольно быстро и четко начинает просто чувствовать появление именно «вещего сна» среди потока остальных сновидений. Во-вторых, «вещие сны» характеризуются некоторым набором общепринятых и наиболее часто используемых символов. Например, змея - к болезни, кошка - к слезам, покойник - к дождю, груши – к грусти и так далее. (Этот пример взят мной из собственного перечня символов). Но такое выделение условно и часто ошибочно, так как символы не имеют абсолютного смысла и каждый человек может иметь свое личное толкование в зависимости от собственной эрудиции или от унаследованных им уже практикуемых кем-то символов. Еще в 1932г. И.П. Павлов установил, что характер сновидений зависит от «специальных типов» высшей нервной деятельности, свойственных людям и определяемых по преобладанию первой и второй сигнальных систем. Этим и объясняются неудачи многочисленных сонников в попытках навязать именно свой, наиболее достоверный, толкователь снов без учета специфики индивидуальной практики.
Автор предлагает свой метод выделения «вещего сна», условно названный методом «реперной метки». Заключается он в том, что путем самовнушения или методом нейро-лингвистического программирования (НЛП) необходимо ввести в свое подсознание программу, по которой мозг сам отметит «реперной меткой» заданный вами «вещий сон». В качестве такой метки можно использовать, например, программу мгновенного просыпания в тот момент, как только приснится «вещий сон». Автор сам использует эту методику и уже на протяжении многих лет она работает безошибочно и без единого случая отказа или ложного срабатывания.
Для выяснения смысла своего «вещего сна» каждому практикующему рекомендуется составить свой личный перечень наиболее употребляемых и лично им проверенных символов (личный сонник). В этот перечень должны быть включены, прежде всего, символы, уже употребляемые им самим либо его близкими родственниками. Для успешной практики достаточно иметь 10-20 символов, их следует заучить наизусть и стараться как можно чаще ими пользоваться. Ни в коем случае не следует пользоваться другими, даже «самыми правильными» сонниками. Иначе это может привести к сбою программы в подсознании и тогда наработанный эффект может быть утерян. Не следует также злоупотреблять излишне частым и не обоснованным обращением к «вещим снам», ибо подсознание работает только тогда эффективно, когда решаемые им задачи серьезно мотивированы и обоснованы целесообразностью. Лучше пусть идет как идет.
В заключение следует отметить, что работа по наблюдению за сновидениями и, в частности, за «вещими снами», может принести еще множество неожиданных сюрпризов. Ведь исследования в этой области человеческого сознания и подсознания еще только начинаются и проводятся, в основном, энтузиастами, к которым относит себя и сам автор.
|